Груша ЭТКШ «ГруШа»

Наталья Григорьевна Ракитина

Подведение итогов

или О чем просили написать "грушата"?

Предыдущий рассказ | Ловозерские тундры (июль 2003) | Следующий рассказ

В конце похода настроение всегда двойственное: с одной стороны, мысли пока еще там, в горах, а душа - уже соскучилась по городу и рвется быстрее домой.

Вот и получается, что за сутки безделья в поезде - самое время подвести итоги. Пока не подхватил еще поток городской суеты, стирающий воспоминания или причудливо, как в кривом зеркале, отражающий одни моменты и утрачивающий другие безвозвратно.

Но - ближе к темам. Итак:

  • "Поперек батьки - в пекло..."
  • "Как воспитывать ребенка, чтобы он не был избалованным"
  • "Надо ли вставать в 6 часов?"
  • "Как заставить детей писать геоботы?"

Если кратко, то да, надо вставать в шесть, так как пока не жарко, мало комаров, биоритмы организма так настроены, что пик активности приходится в 8-12, а далее в 16-20 часов и т.д... Я думаю, вопрос был поставлен неточно. Скорее, его надо было сформулировать так: "Как вставать в шесть после того, что вечером (ночью)происходило?.." (далее выбрать нужное: песенки до 1 часу, разборки в палатке до 2-х, чтение Стругацких, поиски нычки в чужом спальнике). На этот вопрос ответить не смогу, ибо каждый решает его сам.

О воспитании - сложнее... Не баловать ребенка невозможно, но и постоянно баловать нельзя. Цивилизация способствует инфантильности. Не нужно принимать решений, от которых зависит не только собственное благополучие, но и благополучие (а иногда - жизнь и здоровье) других. В походе же такие ситуации - на каждом шагу. Причем, сначала избалованный горожанин задумывается лишь о себе: "Я устал", "Меня едят комары", "Мне хочется утолить жажду". Но вдруг, однажды, он понимает, что рядом идущий тоже устал, а в лучшем случае догадывается, что руководитель тоже человек. (А это - страшная тайна, ибо "крошкам" свойственно все объяснять одной фразой: "Ну он же взрослый").

И вот нестройный хаос звезд (а каждый, безусловно, - звезда) складывается в некую галактику группы. Система еще неустойчива и хрупка, ее колебания могут привести обратно к хаосу, а горы (лес, болото) этого не прощают. Так что задача руководителя - поддержать некий порядок. И эти зануды ("Руки" [1]), а я как старшая из присутствующих здесь... пыталась, собственно, выполнять эту функцию. И наблюдать. Это так захватывающе: видеть, как слезает городская шелуха. Когда кто-то вдруг принимает самостоятельное решение, заботясь о других...

И то, что в начале похода приходилось понукать и стимулировать, в конце - идет естественно и непринужденно. А еще меня удивляет, как мы иногда боимся показаться такими, какие мы есть. Вдруг рядом идущий скажет: "А ты что, самый умный? Тебе больше всех надо?" Поэтому человек, сделавший трудное дело (например, геобот) скромно скажет: "Ну это мне было лень идти в радиалку..." Но в душе, мне кажется, никто не пожалел о потраченном времени. Кстати, заставлять мне никого не приходилось. Я лишь предлагала объем работы, а ребята сами справлялись с поставленной задачей.

Кстати, наши труды не прошли даром: результатами похода заинтересовался директор музея в поселке Ревда.

Так что мы молодцы!

______________
[1] "Руки" - сокращенное слово руководитель


Предыдущий рассказ | Ловозерские тундры (июль 2003) | Следующий рассказ
 
Рейтинг@Mail.ru Публикация интересующих вас материалов может быть ускорена. Пишите... Последнее обновление: 11.05.2006, 17:37