Груша ЭТКШ «ГруШа»

Эколого-туристский клуб школьников "Груша"

На правах саморекламы :-)

    Создание нашего творческого объединения, выступающего сегодня под именем "Эколого-туристский клуб Груша", началось в 1995 году, когда учитель информатики московского государственного лицея "Вторая школа" Шахнович Вадим Игоревич создал в своей школе обычный кружок туризма. В первые четыре года в работе кружка приняло участие несколько десятков второшкольников, которые совершили полтора десятка путешествий по различным районам России: от Подмосковья до Байкала. "Груша" (ГРУппа ШАхновича) участвовала и победила в нескольких больших спортивно-туристских первенствах: от Московского городского (I место) до Всероссийского (II место, 1998 год). В эти же годы проявился интерес группы к комплексному изучению посещенных ею районов. Мы активно интересовались самыми различными вопросами краеведения: состояние микроклимата вдоль нитки маршрута, технология разработки полезных ископаемых плато Рассвумчорр, топонимика Кольского полуострова, морские научно-исследовательские суда Новороссийска, крупнейшие гидроузлы Енисея и многие другие вопросы стали объектами интереса наших школьников. Проявил себя высокий уровень и качество преподавания самых разных учебных дисциплин во Второй школе.

    В 1999 году в "Грушу" пришли новые участники, произошла смена состава: прежние ученики закончили школу, новые заняли их место. Третий набор группы состоял из учащихся класса биолого-химической специализации нашего лицея. Вместе с новыми учениками к работе группы подключилась учитель биологии Ракитина Наталья Григорьевна, ставшая руководителем научных работ наших учащихся. По иронии судьбы "ботаническое" имя группы определило характер наших основных учебно-научных достижений. Вот уже почти пять лет мы специализируемся на так называемом "экологическом туризме". Впрочем, это вполне прижившееся понятие не совсем подходит для характеристики нашей деятельности. Мы более склонны называть основную форму нашей работы учебно-научными экспедициями школьников в различных особо охраняемых природных территориях: заповедник "Калужские Засеки", национальные парки Крыма, ботанические сады Ялты и Сочи, Природный парк "Налычево" на Камчатке.

    Высшим достижением "Груши" стала учебно-научная экспедиция на Камчатку летом 2001 года, организованная в рамках соревнований по "экспедиционному туризму" Московского городского Первенства. Наша группа заняла в нем первое место, оставив далеко позади всех конкурентов по результатам проделанной работы. Участник этой экспедиции выступили с многочисленными докладами и получили дипломы первой степени на городской и всероссийской экологической олимпиаде, на конференции "Россия - мое Отечество", в международной олимпиаде Русско-турецкой школы и других.

    С осени 2002 учебного года биолого-химическое отделение было переведено в школу N192 г.Москвы, где были сформированы лицейские биолого-химические классы. С этого же года Груша стала называться эколого-туристским клубом школьников, поскольку заметно вырос состав ее участников и руководителей. В работе клуба продолжают принимать участие наши воспитанники, выпускники первых лет "Груши". Сформированный таким образом разновозрастный коллектив позволяет эффективно решать задачи воспитания и образования школьников, поскольку опыт старших учащихся и студентов легче передается младшим членам коллектива.

    Формально "Груша" сохраняет статус школьного кружка, что дает возможность пользоваться помещениями школы для занятий, организационной поддержкой при подготовке многодневных выездов и экспедиций. Участвуя в городских соревнованиях по туризму мы имеем возможность получить частичное финансирование летних поездок. При этом осенние, зимние и весенние выезды полностью финансируются родителями учащихся и другими участниками. Такое положение ограничивает нас в выборе форм и мест проведения наших мероприятий, поэтому группа постоянно и пока безуспешно ищет спонсоров, готовых помочь нашей работе.

    Как построена наша работа и какие результаты она приносит? В седьмом классе мы набираем новых членов коллектива. В течение учебного года проводим с ними занятия по биологии, экологии, химии, туристскому многоборью. Регулярно совершаем одно-двухдневные походы по Подмосковью. В осенние каникулы вывозим детей на знаменитую ЗБС (Звенигородскую биологическую станцию МГУ), где ребята впервые получают навык полевых исследований. Традиционный зимний туристский лагерь является подготовкой к серьезным испытаниям весны и лета первого года обучения. Весенние каникулы мы, обычно, проводим в походе по горам Крыма или Кавказа, где группа преодолевает первые серьезные горные препятствия: броды бурных рек, заснеженные перевалы и проч. Летом - первая большая экспедиция, обычно это горные тундры Кольского полуострова или аналогичные районы. На второй, третий и четвертый год схема работы повторяется, но усложняются поставленные перед школьниками задачи, становятся все более далекими, долгими, сложными и интересными наши экспедиции. Мы как бы раскручиваем спираль наших интересов "от Москвы - до самых до окраин". После Камчатской экспедиции мы всерьез мечтаем о более далеких поездках.

    Зачем нам все это нужно? Группа ведет многолетнюю работу над рядом проектов, среди которых наиболее интересными являются "Фотоатлас раннецветущих растений России" и "Орхидеи России". Учитывая природоохранную направленность наших экспедиций, мы бережно относимся к редким представителям мира растений. Чтобы сохранить наши наблюдения и впечатления, мы детально фотографируем экспедиционные находки, стараясь сохранить найденное в первозданном состоянии. Масштаб работы можно характеризовать следующими числами: объем отснятого фото и видеоматериала одной только Камчатской экспедиции составил около 1500 (полутора тысяч) фотоснимков и 11 часов видеосъемок. А подобных (только крупных) экспедиций мы совершили уже более пяти. К этому следует добавить материалы, накопленные "догрушевыми" поездками наших руководителей и их учеников. Как мы планируем все это использовать? Учитывая универсальность и широту качественного образования в нашей школе, а также то, что несколько руководителей нынешней "Груши" - учителя информатики, мы готовим, в первую очередь, компьютерные web-проекты, самостоятельно монтируем учебные видеофильмы. С помощью учителей биологии составляются отличные гербарии, энтомологические коллекции, коллекции почв и прочие учебные материалы. Все они в дальнейшем используются на уроках в нашей школе, однако ряд коллекций заинтересовал и был нами передан факультету почвоведения МГУ, музею им.Семенова Природного парка "Налычево". Характер большинства имеющихся у нас материалов годится для массового тиражирования с целью дальнейшей передачи школам и другим учебным и научным организациям страны.

Ракитина Н.Г.
Шахнович В.И.

сентябрь 2003 г.
 


Ускорить появление интересующих вас материалов можно. Пишите, просите, требуйте!
Рейтинг@Mail.ru Публикация интересующих вас материалов может быть ускорена. Пишите... Последнее обновление: 11.05.2006, 11:54